Частенько, просматривая исторический или игровой кинофильм о пиратах или вообще, о море, мы слышали возгласы типа отдать концы, отдать швартовый и прочее. И в это время кто-то на пирсе отматывал толстый канат и забрасывал его на борт. Это история, однако канаты используются до сих пор в самых разных отраслях. Даже такой (скорее всего, пеньковый) канат купить в Москве можно очень просто – зайти на сайт производителя и заказать доставку. Раньше не было металлических канатов (сегодня их называют также тросами), но металл всё равно использовался в виде цепей. К примеру, якорь было невозможно на обычном канате крепить, использовалась якорная цепь.
Какие бывают канаты
Сегодня металлические канаты используются там, где необходима особая прочность, запас по грузоподъёмности. Производятся такие канаты из стальной проволоки, их специальными станками заплетают в канаты необходимой толщины. Но помимо металлических канатов в современных отраслях используются синтетические канаты (из синтетических, полимерных материалов) и растительные. Различают несколько видов этих канатов:
- Мультифиламентный цветной
- Хлопчатобумажный цветной
- Хлопчатобумажный однотонный
- Полиамидный
- Полипропиленовый
- Пеньковый
- Пеньковый пропитанный
- Джутовый
- Хлопчатобумажный белый
Каждый из этих видов применяется для определённых работ в определённых условиях. К примеру, если условия работы предполагают повышенную влажность, то растительные канаты не используются, зато полимерные\синтетические отлично подходят под такие условия. Если высокие температуры, то синтетика может потечь, здесь себя хорошо показывают растительные.
В морском флоте до сих пор используется пеньковый канат, наверное, по традиции, потому что он подвержен биологической коррозии – попросту гниёт. Этих канаты поэтому просмаливают, от чего они становятся более тяжёлыми и менее прочными. Полимерные же гораздо легче, они эластичнее, и главное – они не гниют и не рассыхаются. Поэтому в последние годы используются гораздо чаще растительных.